Доклад: Основные нарушения требований законодательства о контрактной системы
15 ноября 2023, 06:08
Тип документа:
Доклады

Основные нарушения требований законодательства о контрактной системы

 

По состоянию на 1 ноября Приморским УФАС России рассмотрено 396 жалоб, по результатам 160 жалобы выявлены нарушения требований Закона №44-ФЗ. Выдано 144 предписания.

 

Проведя анализ рассмотренных жалоб, были выделены наиболее частые нарушения, на которые мы сегодня обратим внимание.

 

В первую очередь стоит отметить, это отсутствие требований к содержанию и составу заявок.

 

Так, наличие исключительно отсылки в извещении о проведении закупочной процедуры на соответствующие статьи Закона №44-ФЗ (ст. 31, ст. 43) не является исполнением требований действующего законодательства.

Заказчики должны в полном объеме указывать какие требования установлены в закупке, а также какие документы участник закупки должен предоставить в своей заявке, какие документы направляются оператором электронной площадки.

 

Вновь, обращаем внимание, что с 1 мая 2022 г. увеличен размер обязательств по одному договору строительного подряда, работы по которому вправе выполнять подрядчик, не имеющий членства в СРО. с 3 до 10 млн руб.

 

Однако до настоящего времени Заказчики устанавливают СРО в соответствии со старой редакцией Градостроительного кодекса РФ, т. е. если НМЦК превышает 3 млн.рубл. но меньше 10 млн. рубл.

 

С 1 сентября 2022 года согласно Закону № 447-ФЗ предусмотрено исключение предоставления СРО выписки из реестра членов СРО в качестве документа, подтверждающего такое членство

 

Соответственно Заказчики должны устанавливать исключительно требования к участникам закупки с указанием на наличие соответствующего уровня фондов, предусмотренных частями 12, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в извещении без представления подтверждающих документов.

 

Одним из типовых нарушений является отсутствие дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства №2571 ввиду того, что вид или сфера Заказчика не согласуется с наименованием соответствующего раздела Дополнительных требований.

 

Обращаем внимание, что вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов Приложения к Постановлению № 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.

 

Данная позиция также отражена в письме Минфина России от 14.02.2022 №24-01-09/10138 «О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ».

 

Нарушения в части КТРУ

 

Наиболее частыми нарушениями при применении правил КТРУ являются:

- во первых, неиспользование КТРУ;

- отсутствие обоснования дополнительных характеристики товара или неубедительное обоснование, например «в соответствии с потребностью Заказчика» однако в чем выражается эта потребность не описано

- в случае если код ОКПД подпадает под ограничения и запреты в соответствии с ПП 878 и 616, указание доп характеристик, не включенных в КТРУ вообще не допускается.

 

Здесь стоит отметить, что у Заказчика есть право на получение разрешения на закупки товара происходящего из иностранного государства в соответствии с Постановлением Правительства №616.

Порядок выдачи разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара утвержден приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755.

При размещении закупки указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Минпромторг России для получения разрешения.

Указывать дополнительные характеристики неправомерно.

 

         В соответствии с постановлением Правительства №878 участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в том числе номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров.

         В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 постановления Правительства РФ № 878 реестровая запись содержит информацию об основных технических и функциональных характеристиках РЭП, которая формируется с учетом подпункта «б» пункта 4(2) и пункта 5 постановления Правительства РФ № 878 на основании сведений, представленных в заявлении о включении радиоэлектронной продукции в реестр либо в соответствии с заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ.

Кроме того, для целей актуализации сведений в т. ч. в отношении технических и функциональных характеристик радиоэлектронной продукции пунктами 4(4) и 7 постановления Правительства РФ
№ 878 установлен порядок и сроки направления заявления о внесении изменений в реестровую запись.

Таким образом, целью указания реестровой записи является подтверждение страны происхождения производства, в связи с чем отклонение заявки исключительно в связи с несоответствием характеристик неправомерно.

(* Письмо Минпромторга России от 04.10.2023 № 106238/12)

 

         Вместе с тем, стоит обратить внимание, что при рассмотрении заявок на участие в закупке обстоятельства иные.

Согласно пп. «г» п. 10 постановления Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 эксплуатационная документация производителя на мед.изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации входит в перечень документов, которые предоставляются для государственной регистрации мед.изделия.

С учетом части 4 статьи 38 Закона № 323-ФЗ на территории РФ разрешается обращение мед.изделий, прошедших государственную регистрацию.

Актуальные сведения в отношении мед.изделий, разрешенных к обращению на территории РФ, отражены в инструкциях по применению мед.изделий, содержащихся в государственном реестре мед.изделий и организаций (ИП), осуществляющих производство и изготовление мед.изделий.

Таким образом, в случае несоответствия характеристик, представленных участником закупки в заявке, сведениям, содержащимися в реестре Росздравназора, заявка подлежит отклонению.

 

Также наиболее распространенными нарушениями являются

- отсутствие инструкции или установление инструкции по заполнению заявок, не позволяющей однозначно заполнить заявку;

- Требование части 1.1 статьи 31 в старой редакции + отсутствие требования п. 10.1 ч. 1 ст. 31

 

Помимо указанных нарушений считаем необходимым осветить ряд вопросов, связанных с реестром недобросовестных поставщиков.

 

Если одновременно и заказчиком и поставщиком были приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которые одновременно вступили в силу.

В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона № 44-ФЗ, обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Также, согласно части 22.2 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104
Закона № 44-ФЗ, обращение о включении информации в РНП.

При этом, целесообразно направлять только одно обращение                                (по решению, которое было раньше размещено в ЕИС одной из сторон).

 

Согласно части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт со вторым участником при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии его согласия; в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и при условии принятия решения о включении в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт.

При этом в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, возможность заключения контракта со вторым участником закупки отсутствует.

 

В заключении стоит отметить, что несмотря на то, что Постановлением Правительства 1078 определен закрытый перечень документов, обязательных к приложению к обращению Комиссия рассматривает все представленные документы (переписка, акты и прочие документы). Соответственно в случае если по мнению Заказчика организация ведет себя недобросовестно при исполнении контракта, в материалы дела следует представлять все документы и сведения, подтверждающие такое недобросовестное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх