Является ли нарушением антимонопольного законодательства (конкуренции) проведение закупки с единым лотом на формирование земельных участков (геодезические и кадастровые работы), расположенных в разных муниципальных образованиях Приморского края?

13 декабря 2018, 09:48

Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Из данной нормы следует, что при проведении государственных или муниципальных закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.

Включение в один лот при проведении государственных или муниципальных закупок технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг приводит или может привести к ограничению количества участников закупки, что ограничивает конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при осуществлении геодезической деятельности выполняются геодезические работы по определению координат и (или) высот точек земной поверхности, пространственных объектов, изменений во времени указанных координат и высот, по определению параметров фигуры Земли, ее гравитационного поля в этих целях, а также по созданию геодезических сетей (в том числе геодезических сетей специального назначения), государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ при осуществлении картографической деятельности выполняются картографические работы по сбору и обработке пространственных данных в целях обеспечения возможности их последующего отображения на планах, картах и в атласах (в том числе в электронной форме), включая фотограмметрические и топографические работы, в том числе работы по созданию специальных и топографических карт и (или) планов или иных картографических материалов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от04.05.2011 № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что геодезическая и картографическая деятельность подлежат лицензированию.

Геодезическая и картографическая деятельность классифицируется по коду ОКВЭД 71.12.

Кадастровая деятельность регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).

Из статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ следует, что кадастровую деятельность вправе осуществлять кадастровые инженеры, которые должны иметь профессиональный квалификационный аттестат (соответствующее профессиональное образование), а также состоять членом одной из саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности.

Кадастровая деятельность по формированию земельных участков классифицируется по коду ОКВЭД 71.12.46 (Землеустройство).

Таким образом, геодезические и кадастровые работы – разные виды деятельности. Осуществление геодезической и кадастровой деятельности – продуктовые границы разных товарных рынков.

Разные муниципальные образования образуют разные географические границы товарного рынка осуществления геодезической деятельности и товарного рынка осуществления кадастровых работ.

Исходя из этого, включение в один лот выполнения геодезических и кадастровых работ в целях формирования земельных участков, расположенных в разных муниципальных образованиях, при совершении закупки является нарушением части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, так как приводит или может привести к необоснованному ограничению количества участников закупок в ввиду того, что геодезические и кадастровые работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников закупок, готовых выполнить эти работы.

Такая позиция подтверждается сложившейся судебной арбитражной практикой.

Наверх