Доклад Приморского УФАС России по правоприменительной практике к Публичным обсуждениям 28.09.2017
14 сентября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

Приморского УФАС России по правоприменительной практике 

 

Контроль законодательства о контрактной системе

1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок.

Показатели, характеризующие работу по рассмотрению поступивших жалоб участников закупок и участников размещения заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии выглядят следующим образом:

 

 

2016 год

1 полугодие

2017

Поступило жалоб

2389

610

Возвращено

137

80

Отозвано заявителями

83

59

Признано необоснованными

1681

251

Признано обоснованными (в том числе частично обоснованными)

488

220

Выдано предписаний

313

193

Выявлено нарушений (всего)

806

311

 

В состав необоснованных жалоб также входят жалобы участников закупки, заявки которых отклонены при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. После отказа в допуске к участию в торгах такие участники начинают обжаловать действия аукционной комиссии, поскольку, по мнению заявителей, заявки поданы в соответствии с документаций о торгах.

Вместе с тем, по результатам проведенных внеплановых проверок при рассмотрении жалоб Комиссия Управления выявляет нарушение заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ) при разработке документаций о торгах.

При этом большой процент необоснованных жалоб обусловлен тем, что заказчики и созданные ими комиссии уже имеют практический опыт размещения заказов в соответствии с действующим Законом № 44-ФЗ, а участники не всегда знают положения Закона № 44-ФЗ.

Зачастую участники закупок пользуются своим правом на подачу жалобы, как механизм шантажа и воздействия на заказчика в целях принятия им решения необходимого и выгодного для участника закупки или даже получения денежного вознаграждения (об этом часто говорят заказчики, уполномоченные органы при рассмотрении жалоб). Доказательств этих действий заказчиков и участников закупок у Управления нет, но статистика говорит об этом. При этом конечно есть и такие случаи, когда жалобы участниками закупок отзываются по причине устранения заказчиками нарушений, указанных в жалобе, до даты рассмотрения жалобы по существу.

Имеются и такие податели жалоб, которые, подав жалобу на неправомерные действия заказчика, уполномоченного органа, выразившиеся в отклонении их заявки, даже в ходе рассмотрения жалобы говорят о том, что целью подачи жалобы явилось не восстановление их нарушенного права (допуск их заявки к участию в торгах), а отмена самой закупки.

Некоторых даже не интересует сам исход рассмотрения жалобы, они напрямую заявляют о том, что подали жалобу только для того, чтобы узнать (получить разъяснения заказчика, уполномоченного органа) по каким именно причинам их заявка отклонена, какие положения заявки не соответствуют требованиям документации.

Часто в разное время, но на одну и ту же закупку подаются жалобы от нескольких участников закупки с одинаковыми доводами, и эти жалобы рассматриваются в различное время, но при этом участники закупки даже не пытаются отследить по информации, размещенной на официальном сайте, о поступлении жалоб на интересующую их закупку, несмотря на то, что результаты рассмотрения жалоб размещаются на сайте.

Большинство участников закупок подают жалобы, состоящие из «трех строчек», указывают реквизиты заказчика, свои реквизиты, делают ссылку на номер закупки и просят провести внеплановую проверку. При этом, не указывая никаких доводов жалобы и оснований для ее подачи, зная, что оснований для ее возврата нет, и она будет рассмотрена в соответствии с требованиями закона.

Большинство из подателей жалобы на ее рассмотрение вообще не являются, в связи с чем, не возможно получить от них вразумительного объяснения, с чем конкретно они не согласны.

Большинство возвращенных жалоб поступает в Управление по истечению сроков, предусмотренных частями 3, 4, 5, 6 статьи 105 Закона о контрактной системе и не содержат сведений, предусмотренных частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, вследствие чего, подлежат возвращению. Часть жалоб вообще не содержит никаких сведений о заказчике, уполномоченном органе и указания на закупку и более того, не содержит сведений о самом подателе жалобы (адрес, телефон), что делает невозможным рассмотреть данную жалобу по существу и даже направить в адрес заявителя письменный возврат жалобы. Так же ряд жалоб поступает в Управление не подписанных или подписанных лицом, чьи полномочия не подтверждены.

2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий.

Преимущественно Управлением проводятся камеральные проверки (т.е. запрос необходимых документов, материалов и непосредственный их анализ в Управлении), в том числе и проверки закупок, осуществляемые в ходе рассмотрения жалоб.

За 2016 году было осуществлено 99 внеплановых (камеральных) проверок из них: 29 в отношении федеральных заказчиков, 41 в отношении заказчиков субъекта Российской Федерации и 29 в отношении муниципальных заказчиков.

По результатам проведенных проверок было проверено 425 закупок, выявлено 95 нарушений (по 64 закупкам) и выдано 41 предписание.

В 1 полугодии 2017 года было осуществлено 58 внеплановых (камеральных) проверок, из них: 25 в отношении федеральных заказчиков, 12 в отношении заказчиков субъекта Российской Федерации и 19 в отношении муниципальных заказчиков.

По результатам проведенных проверок было проверено 68 закупок, выявлено 59 нарушений.

Так же внеплановые проверки осуществляются одновременно с рассмотрением жалоб, поступивших в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.

3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков.

Практика работы по ведению реестра показала, что отказ по включению в реестр участников закупок, признанных уклонившимися от заключения контракта (не подписавшие во время контракт) вызван объективными причинами - участники делают это по независящим от них причинам, а именно:

- они не могли заключить контракт по причине его неполучения (заказчики (уполномоченные органы) не выполняли требования Закона о контрактной системе и не направляли в их адрес для подписания проекты контрактов),

- в результате поломки, сбоя в работе оборудования участника, а так же в случае если участником предпринимались все шаги по заключению контракта (внесено обеспечение, получена банковская гарантия).

Большая часть обращений о включении в реестр поступают на основании расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке. При этом много поставщиков, не выполняющих условий контрактов, избежали включения в реестр недобросовестных поставщиков. Причинами этого является необращение заказчиков с исками в суд и отсутствием в контрактах условия о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке, несоблюдением заказчиками порядка расторжения контракта.

 

По результатам рассмотрения жалоб и проведенных внеплановых проверок, были выявлены наиболее часто встречающиеся нарушения Закона № 44-ФЗ, а именно:

- нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ, так как документация о торгах не содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ;

 

- в документации об аукционе в электронной форме не содержатся конкретные требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 31 Закона № 44-ФЗ;

- в конкурсных (аукционных) документациях содержатся требования о предоставлении документов и сведений, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ;

- конкурсная документация не содержит порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе;

- при проведении запроса котировок заказчики устанавливают требование о представлении сведений и документов, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ;

- требования, установленные в документации об аукционе к первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, не соответствуют требованиям Закона № 44-ФЗ;

- нарушение порядка рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Одно из часто выявляемых нарушений - нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок на выполнение строительных работ, так как заказчики указывают сведения о выполняемых работах, но при этом не указывают технические характеристики и иные показатели используемых при выполнении работ строительных материалов.

При этом заказчики, не установив вышеуказанные сведения, требуют от участников размещения заказа в первой части заявки указывать технические характеристики поставляемого при выполнении работ товара.

В последующем, при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе участникам размещения заказа незаконно отказывают в допуске к участию в аукционе.

Практика проведенных Управлением внеплановых проверок показала, что на муниципальном уровне допущенные нарушения, в большей степени, являются следствием незнания Закона о контрактной системе (правовой безграмотности) и отсутствием квалификации (квалифицированных специалистов) в узких вопросах, в том числе отсутствием навыков работы на официальном сайте (ЕИС).

Муниципальные заказчики при подготовке аукционной, конкурсной документации не могут сформировать весь перечень необходимых для выполнения работ или перечень качественных, технических характеристик товаров, работ, услуг, а зачастую они вообще отсутствуют, что не только нарушает Закон о контрактной системе, но и дает возможность для поля деятельности недобросовестных поставщиков, стремящихся получить выгоду для себя в ущерб интересов заказчика.

У них возникает множество проблем и при формировании предмета закупки, что ведет к объединению в одной закупке различных товаров, работ и услуг. Так же одной из причин допускаемых нарушения является безоговорочное подчинение вышестоящим органам и руководителям.

Следует отметить, что уменьшилось число нарушений порядка заключения контракта и (или) неправомерное изменение его условий. Данные нарушения допускаются в основном сознательно и по двум причинам:

- зачастую к концу года и оправдывают такие действия необходимостью освоения денежных средств;

- необходимостью срочного получения товара, оказания услуг, работ.

При этом не уменьшается число необоснованных отказов в допуске участнику и необоснованных допусков победителей, т.к. порой заказчики так формируют техническое задание, что сами в итоги не понимают какие требования к товару, работам, услугам они установили и на основании чего.

 

 

Приложенные файлы
doklad-1519180030.docx (20,1 КБ)
Наверх